Профориентация

 

РусскийБеларускi

 

Управление образования администрации Октябрьского района г. Минска

Государственное учреждение образования
"Санаторная школа-интернат №9 г. Минска
для детей с заболеваниями костно-мышечной системы и соединительной ткани" 

 

 

Меню раздела

  • Главная
  • Одно окно
  • Об учреждении
  • Обучающимся
  • Родителям
  • Учительская
  • Сколиоз- это серьезно
  • Сервисы
  • © copyright
  • Бассейн и ЛФК
  • Безопасное детство
  •  

    статистика посещений

    Яндекс.Метрика

     

    хостинг

    adm.edu.by

     


    Где учиться? Как поступить?    www.abiturient.by  

                                         www.kudapostupat.by

    • Перечень специальностей для подростков, страдающих сколиозом
    • ПУТИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ информация для старшеклассников
    • ВЫБОР ПРОФЕССИИ рекомендации для учащихся №2
    • ВЫБОР ПРОФЕССИИ рекомендации для учащихся №1
    • Анкета для родителей выпускников
    • Анкета для учащихся

    Информация для старшеклассников
    «ПУТИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ»

    Кто из нас не задумывался о своем будущем, не рисовал себе радужные картины состоявшейся карьеры, свой собственный кабинет и пики гор и всяких очень важных документов? Сегодня в мире существуют десятки тысяч профессий. В мегаполисах популярностью пользуются только несколько сотен из них. Если нет внутреннего голоса, который шепчет «иди в артисты» или «каратисты», то разобраться без соответствующей помощи в этом море занятий, специальностей и навыков тяжело. Но возможно!

    Шаг 1. Как не надо

    Очень часто при выборе профессии мы руководствуемся подростковыми мечтами. Кого-то привлекает романтика, причем основанная не на реальном знакомстве с будущей специальностью, а на ее киношной версии. Насмотришься каких-нибудь Джеймсов Бондов и мечтаешь стать крутым разведчиком.

    Кто-то покорно следует путем родителей, поддаваясь уговорам, типа «на роду написано». Кто-то и вовсе поступает в вуз за компанию с лучшим другом или подругой, а некоторые спешат подать документы в учебное заведение, расположенное поближе к дому, — зачем ездить через весь город?

    В общем, приобретаем мы такую «удобную», «семейную» профессию, а потом полжизни работаем, словно на каторге, зато особо думать и выбирать не надо.

    Шаг 2. Начинаем желать

    Для начала разберись с собой. Сядь в тихом и укромном уголке (если найдешь) и напиши на листочке, чего тебе хочется. На этом этапе приветствуются самые безумные идеи, типа: управлять самолетом, стать космонавтом или открыть новую цивилизацию. Говорят: желание — множество возможностей, нежелание — множество причин. Восточная мудрость гласит: «Осторожен будь с тем, чего желаешь, ибо придет момент, и добьешься этого». Не бойся помечтать, стань на мгновение Уолтом Диснеем — ребенком и фантазером.

    Шаг 3. Определяем способности

    Постарайся для начала оценить свои интересы. Чем бы ты хотел заниматься? Какие предметы из школьной программы тебе нравятся больше всего? Что ты любишь делать в свободное время? Есть ли у тебя хобби? Легко ли тебе даются контакты с людьми, особенно с посторонними? Существует специальный опросник Е. А. Климова (ДДО, 20-30 вопросов), с помощью которого ты хотя бы приблизительно определишься с профессией (по этому вопросу можно обратиться к твоему школьному психологу, и в конце концов, что мешает тебе заглянуть в библиотеку?).

    Шаг 4. Внедряемся

    Постарайся как можно больше узнать о своей будущей специальности, используя все доступные источники. Напросись на экскурсию на предприятие, где ты своими глазами увидишь, чем занимаются представители той или иной профессии.

    Мечтаешь быть моряком? Уговори родителей поехать в речной круиз, чтобы ближе познакомиться с судовыми буднями (в том числе и с их отрицательными сторонами, вроде наличия у тебя морской болезни).

    Желаешь стать программистом? Попробуй не только играть в компьютерные игры, но и написать хотя бы простенькую программу. Еще лучше записаться в соответствующий кружок или поступить на подготовительное отделение профильного вуза.

    Но самый лучший способ получить интересующие тебя сведения — это устроиться на лето самым-самым младшим сотрудником туда, где работают профессионалы интересующей тебя профессии. Например, мечтая о карьере журналиста, очень неплохо устроиться в газету хотя бы курьером, тогда тебе удастся изнутри получить представление о том, как работают профессионалы (правда, имей в виду, журналистская кухня не для слабонервных!).

    Шаг 5. Личные достоинства и недостатки

    Личные качества являются основным вектором при выборе профессии. Если ты мечтаешь стать бухгалтером, но неряшлив и неусидчив, то лучше попробуй выбрать похожую профессию, но не эту, она тебе попросту не подходит. А вот, например, математик-теоретик, также работающий с цифрами, вполне может быть несобран и придумывать свои гениальные идеи «на ходу». Если ты по своей сути настойчивый и упрямый, то, например, в секретари тебе лучше даже не пытаться устроиться, а вот в контору, где нужны рекламные агенты, тебя примут с распростертыми объятиями.

    Все профессии подразумевают наличие определенных качеств. Если ты соответствуешь на 50%, то это уже неплохо, по крайней мере, ты вполне можешь начать работать. Если на 70%, то данная работа тебе будет даваться легко. Соответствие на 80% и более встречается крайне редко, про таких людей говорят, что они незаменимые сотрудники.

    Шаг 6. Престижность

    Разумеется, если гнаться за престижностью профессии, то тебе придется менять работу минимум каждые пять лет. Но оценить ситуацию на рынке труда иногда бывает очень даже полезно.

    Самый простой способ: возьми несколько изданий с объявлениями о вакансиях, сходи на посвященные трудоустройству сайты в Интернете и посмотри, какие специалисты требуются больше всего и, самое главное, сколько работодатели готовы платить за ценных работников. Воспользуйся прогнозами, которые составляют журналы и кадровые агентства. Сопоставь все эти данные и определи, учеба в каком вузе и на каком факультете сулит наилучшие перспективы.

    Шаг 7. Обратись за помощью к специалистам

    Если сомнения все равно тебя одолевают, обратись за помощью к специалистам.

    В данном случае это может быть либо школьный психолог, либо специалист РЦПОМ.

    Если в твоем городе проводятся «выставки образования», то неплохо бы было туда заглянуть. Очень часто в рамках выставки психологические центры проводят бесплатные профконсультации.

    Шаг 8. Окончательный отбор

    Собрав информацию, составь список основных твоих фаворитов из 5–10 позиций. Затем примени испытанный способ — лист бумаги с двумя колонками: плюсы и минусы. Действуй методом исключения.

    Когда в списке останется три пункта, проведи дополнительное, более детальное исследование и сделай окончательный выбор.

    Возьми на заметку:

    Практические психологи могут с первого взгляда определить, устраивает ли человека его работа или нет. Любая мысль отражается в теле. Напряженные плечи, боли в ногах — ученые доказали, что между мозгом и телом есть мощная связь. Если ты изо дня в день занимаешься «нелюбимым делом» — сводишь дебет с кредитом, а не возглавляешь футбольную команду, то готовься к болезням.

    Десять профессий будущего:

    1) специалист по информационным технологиям;

    2) эколог;

    3) менеджер по подбору персонала;

    4) биотехнолог;

    5) ландшафтный дизайнер;

    6) психоаналитик;

    7) логистик;

    8) аудитор;

    9) бренд-менеджер;

    10) имиджмейкер.

    __________________________________________

    Выбор профессии

    • Выбор профессии — не минутное дело, оно может оказаться самым трудным выбором в твоей жизни.

    • Постарайся не поддаваться на уговоры родителей стать непременно юристом или врачом. Ты можешь стать самым несчастливым юристом на свете.

    • Подумай, чем бы хотелось заниматься именно тебе. Обязательно размышляй над тем, как осуществить свою мечту. Не останавливайся на мысли: “Я буду бизнесменом, у меня будет сотовый телефон и мерседес!”.

    • Не старайся поступать туда, куда хотят поступить твои друзья. Поверь, ты найдешь себе новых друзей, тем более что вы будете заниматься тем, что вам интересно.

    • Разузнай больше о той профессии, какую хочется тебе выбрать. Если это возможно, побывай в том месте, где, как ты предполагаешь, тебе придется работать впоследствии, поговори с людьми, которые уже занимаются этим делом.

    • Отдавай себе отчет, что решение не может быть абсолютным и что в любое время в твоей жизни могут произойти перемены.

    • Попробуй протестироваться у психолога школы. Тесты могут помочь выбрать правильное направление.

    • Постарайся не заблуждаться по поводу своих возможностей. Лучше осознавать свои реальные силы, чем падать с высоты, которую наметил, но не осилил.

    • Не поддавайся чувству страха — это нормальное состояние, которое испытывают все люди перед выбором.

    • Иногда полезно начинать свою карьеру с практики, а не с теории. Например, многие удачливые врачи начинали работать медсестрами или медбратьями.

    • Постарайся обратить особое внимание на те предметы, которые необходимы для поступления в выбранное учебное заведение.

    • Не откладывай на завтра то, что можно узнать сегодня. Пытайся узнать все: как поступают, как учатся, как устраиваются работать после окончания обучения. Это поможет сложиться представлению о том, что делать дальше.

    • Старайся участвовать во внеклассных мероприятиях — это поможет тебе научиться общению и правильному поведению в коллективе.

    _____________________________________________

    Диагностический блок (ДДО)

    Тип профессии определяется предметом труда, с которым взаимодействует человек.

                Выделяют пять основных типов профессий:

      человек – техника

      человек – человек

      человек – природа

      человек – знаковая система

      человек – художественный образ

    Человек - техника

    Включает в себя обслуживание техники, ремонт, установку, наладку, управление, производство и обработку металлических и неметаллических изделий, механическую сборку, монтаж и т. д. (слесарь, токарь, шофер, инженер, водитель, электрик, радиотехник).

    Человек-человек

    Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности - необходимость воздействия на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист и продавец, библиотекарь, журналист, врач, учитель, воспитатель, официант, администратор)

    Человек-природа

    К этому типу относятся профессии, связанные с объектами живой и неживой природы (фермер, лесник, биолог, садовник, зоотехник, агроном, геолог, пчеловод)

    Человек-знаковая система

    Объединяет людей, объектом труда которых является устная и письменная речь, цифры, химические и физические знаки, символы, ноты, схемы, карты, графики и т.п. Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор. (бухгалтер, программист, машинистка, чертежник, сетевой администратор, экономист, бухгалтер).

    Человек-художественный образ

    Людей этого типы отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант.Включает занятия, связанные с различными видами искусства – прикладного, изобразительного, музыкального, литературного, театрального (артист, писатель, гравер, архитектор, фотограф, музыкант, модельер, дизайнер).

    В соответствии с целями труда внутри каждого типа профессий выделяют три класса профессий:

    l  Г – гностические ( узнать, распознать, проконтролировать, классифицировать, проверить, оценить);

    l  Пр – преобразующие (любые воздействия на предмет труда с целью его изменения);

    l  И – изыскательские (изобрести, придумать, найти решение).

     

    Инструкция:  «Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу. Однако если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли? Ответ в форме знака плюс поставьте в соответствующую клеточку листа ответов»

    ДДО

    Лист ответов ДДО

    Фамилия, имя, отчество……………………………………………………………

    Дата………………………………………………………………………….……….

    1а. Ухаживать за животными.       

    1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать).

    2а. Помогать больным людям.      

    2 б. Составлять схемы, таблицы, программы вычислительных машин.

    3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, грампластинок.         

    3б. Следить за состоянием, развитием растений.

    4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу).     

    4б. Доводить товары до потребителя (рекламировать, продавать).

    5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи.        

    5б. Обсуждать художественные книги.

    6а. Выращивать молодняк – животных какой-нибудь породы.          

    6б. Тренировать сверстников (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, спортивных, учебных)

    7а. Копировать рисунки, изображения, настраивать музыкальные инструменты.  

    7б. Управлять каким-либо грузовым, подъемным транспортным средством (подъемным краном, трактор и др.).

    8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.).          

    8б. Художественно оформлять выставки, витрины, участвовать в подготовке пьес, концертов.

    9а. Рекламировать изделия, вещи (одежду, технику), жилище.           

    9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках.

    10а. Лечить животных.      

    10б. Выполнять вычисления, расчеты.

    11а. Выводить новые сорта растений.     

    11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания).

    12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, поощрять, наказывать.          

    12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок).

    13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности.

    13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов.

    14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы и аппараты.  

    14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ожогах и т.п.

    15а. Составлять точные описания (отчеты) о наблюдаемых явлениях, событиях и др.       

    15б. Художественно описывать, изображать события, наблюдаемые или представляемые.

    16а. Делать лабораторные анализы в больнице.

    16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение.

    17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий.     

    17б. Осуществлять монтаж зданий или сборку машин, приборов.

    18а. Организовывать культпоходы в театры, музеи, на экскурсии и т.п.      

    18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах.

    19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания.           

    19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты.

    20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада.  

    20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.).

     Анализируя полученные данные следует иметь в виду, что вопросы подобраны и сгруппированы следующим образом: в первом столбце они относятся к профессиям «человек – природа» (П), во втором – «человек – техника» (Т),  в третьем – «человек – человек» (Ч), в четвертом – «человек – знаковая система» (З), в пятом «человек – художественный образ» (Х).

    Максимальные суммы плюсов в тех или иных столбцах указывают на направленность к соответствующей области профессиональной деятельности.

     Минимальное количество баллов по каждой графе – 0, максимальное – 8 баллов. Если набрано 0-2 балла, то результат свидетельствует о том, что интересы к данной группе не выражены;

    3-6 баллов – профессиональная направленность и интересы выражены в средней степени;

    7-8 баллов – профессиональная направленность выражена ярко и отчетливо.

     ________________________________________________________________________________

    Где учиться? Как поступить?    www.abiturient.by  

    • Перечень специальностей для подростков, страдающих сколиозом
    • ПУТИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ информация для старшеклассников
    • ВЫБОР ПРОФЕССИИ рекомендации ДЛЯ УЧАЩИХСЯ №2
    • ВЫБОР ПРОФЕССИИ рекомендации для учащихся №1
    • Анкета для родителей выпускников
    • Анкета для учащихся

     


                  

          

         

     

    Адрес:  г. Минск, ул. Черниговская, 46

    Телефон: 351-25-51

    Факс: 347-94-12

    Адрес электронной почты: schi9@minsk.edu.by

    Регистрационное свидетельство № 1141101769 от 22 июня 2011 г.