г. Минск, ул. Черниговская, 46 Тел./факс: 351-25-51,347-94-12 schi9@minsk.edu.by Версия для слабовидящих

Рэкамендацыі па планаванні работы МА

Рекомендации по планированию работы

методического объединения

Постановка целей осуществляется исходя из:

  • целей и задач работы учреждения образования;
  • приоритетных направлений развития системы образования и методических рекомендаций Министерства образования, НИО, АПО;
  • проблем, вытекающих из анализа работы   методического объединения за прошлый учебный год;
  • итогов диагностики профессиональных затруднений и запросов педагогов.

Цель деятельности методических объединений структурируется из общешкольной. Например, если цель работы школы «Формирование здоровьесбероегающей среды в учебном заведении», то цель работы учебно-методического объединения может быть определена как «Освоение методик и технологий, направленных на здоровьесбережение учащихся» либо «Освоение способов оптимизации учебного процесса» и т.п.

Цель работы методического объединения - это прогнозируемый результат, который определен по времени и задан конкретно. Любая цель должна соответствовать критериям достижимости, конкретности и измеримости (диагностируемости).

Типичная ошибка – цель формулируется без учета временных рамок, «на всю оставшуюся жизнь», слишком общими фразами. Например: «Совершенствование уровня профессиональной подготовки учителя». Такую цель невозможно выполнить за один учебный год, кроме того, сложно диагностировать степень ее выполнения.

Задачи работы методического объединения – это способы реализации цели. Например, если цель работы учебно-методического объединения учителей-предметников  сформулирована как «Совершенствование педагогической деятельности учителей по реализации обновленного образования», то задачи могут быть определены следующим образом:  

  • информационная и методическая поддержка педагогов в освоении обновленного содержания  образования;
  • создание условий для совершенствования методической культуры учителя;
  • освоение эффективных методик и приемов оптимизации образовательного процесса по  учебному предмету.

Содержание заседаний методического объединения должно соответствовать поставленной цели.

Формы проведения заседаний определяются в зависимости от их целей и содержания. В одном заседании может иметь место использование нескольких форм одновременно.

Желательно указать литературу, которую можно использовать для подготовки занятия, однако это не является обязательным.

План работы школьного методического объединения утверждается директором учреждения.

Типичные ошибки при планировании работы учебно-методического объединения:

на одно заседание запланировано слишком много вопросов, либо очень объемные вопросы, для изучения которых требуется несколько заседаний;

содержание заседаний сводится к посещению открытого урока и его анализа;

постоянно используются одни и те же формы работы, отсутствуют активные формы работы;

крайне редко рассматриваются проблемы аналитических умений педагогов,

рассматриваются мало либо не рассматриваются вообще вопросы теории преподаваемого предмета, отсутствует разбор наиболее сложных и новых тем учебной программы.

Изучение теоретических вопросов должно осуществляться в первую очередь, в рамках методического объединения как методического формирования, объединяющего педагогов одного или смежных предметов.

В планах работы методических объединений возможно указание не только заседаний, но и содержания работы МО в период между ними (взаимопосещение уроков, разработка заданий олимпиад, контроль за преподаванием предмета и т.п.).

Организация работы методического объединения.

Организация и эффективность работы методического объединения во многом зависит от его руководителя. Именно руководитель МО решает все организационные вопросы по проведению заседаний и деятельности методического формирования в период между ними. 

Работа в методическом объединении должна быть совместной, необходимо заранее познакомить всех членов МО с планом работы. Каждый педагог должен приходить на заседания подготовленным, иметь при себе материалы по рассматриваемой теме, быть готовым к дискуссии. Этому способствует система домашних заданий для членов методического объединения. Виды домашних заданий могут быть такими: моделирование урока (целиком или фрагментарно), разработка системы уроков, подбор литературы по определенной теме, составление текстов контрольных работ, представление собственного опыта по проблеме и т.п.

При проведении заседаний следует избегать слишком длительных и слишком научных выступлений – «докладов», списанных из методических журналов. Гораздо более эффективным будет коллективное обсуждение статьи и обмен опытом работы по проблеме.

Повышению эффективности деятельности работы методических объединений способствует применение активных форм работы с педкадрами.

Работа методического объединения тем успешнее, чем более рационально распределены обязанности и задания между его членами. И в данном случае руководителю методического объединения нужно быть и методистом, и психологом. Не стоит поручать учителю, который не владеет на должном уровне технологией, открытый урок с ее использованием – толку от этого будет немного. Гораздо эффективнее поручить подобрать теоретический материал по проблеме. Результативная работа методического объединения возможна только при условии благоприятного психологического микроклимата, доверия и взаимоуважения между его членами.

При посещении открытого урока учителя должны познакомиться с проектом урока, детально проанализировать учебное занятие. Открытые уроки должны соответствовать теме заседания.

По итогам проведения заседаний вырабатываются рекомендации.

На следующем заседании целесообразно обратиться вновь к данным рекомендациям – проанализировать их выполнение.

Меню раздела