г. Минск, ул. Черниговская, 46 Тел./факс: 351-25-51,347-94-12 schi9@minsk.edu.by Версия для слабовидящих

Круглый стол

КРУГЛЫЙ СТОЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«КАК ПОМОЧЬ ШКОЛЬНИКУ ВЫБРАТЬ ПРОФЕССИЮ»

Педагог-психолог: М.С. Измер

Педагог социальный: Т. В. Позняк

 Рано или поздно в каждой семье, где подрастает школьник, возникает вопрос, связанный с выбором профессии. Причём до этого момента (осознанно или неосознанно) родители уже создавали то пространство, в котором у ребёнка формировалось отношение к работе и  труду в целом, к определённым профессиям, развивались интересы к той или иной области.  В этой статье мы не будем на этом подробно останавливаться (это тема отдельной статьи и даже книги).  Основная задача данной статьи – предложить несколько рекомендаций и приёмов, которые позволят вашему ребёнку сделать самостоятельный выбор профессии.

1)   Во-первых, помните про традиционную схему выбора профессии. Выбранная профессия должна быть интересна (в первую очередь), посильна и востребована на рынке труда. Но сводить выбор ребёнка только лишь к этой схеме не стоит, пусть она будет одним из проверочных приёмов, когда вы обсуждаете со школьником ту или иную профессию, анализируете её с какой — либо позиции. Вообще, полезно вести диалог, где вы с помощью различных вопросов настраиваете ребёнка на рассуждения, призываете его к самостоятельному анализу той или иной профессии. Например, «Как ты считаешь, будет ли эта профессия востребована через 5-7 лет? Попробуй обосновать»; «Какими качествами должен обладать представитель этой профессии?», «Как ты считаешь, какие качества помогут тебе качественно выполнять эту работу?» и т.д.

2)   Во-вторых, расширяйте представления ребёнка о различных профессиональных сферах. Вместе со своими знакомыми, друзьями, родственниками рассказывайте о различных профессиях, посещайте различные события, так или иначе связанные с этим (ярмарки, Дни открытых дверей, форумы и т.д.). Полезно бывает вместе проанализировать профессиограммы интересующих школьника профессий, просмотреть специализированные газетные издания, публикующие актуальные для вашего региона вакансии, в которых можно не только ознакомиться с перечнем профессий, но и подробнее изучить требования работодателей, а также уровень заработной платы конкретных специалистов.

3)   Если ребенка заинтересовала какая-то профессия, предложите ему «порепетировать» ее в профильном кружке, секции, программе. На сегодняшний день  многие образовательные учреждения (школы, межшкольные учебные комбинаты, учреждения дополнительного образования) внедряют различные проекты, позволяющие включаться в так называемые профессиональные пробы, в ходе которых учащиеся могут получить опыт той работы, которую они выбирают, и пытаются  определить, соответствует ли характер данной работы их способностям и умениям. С каждым годом всё большую популярность среди школьников приобретают дополнительные образовательные программы, которые реализуются в режиме интенсивных выездных школ по различным направлениям: правовое, агротехническое, гуманитарное, мультимедийное и т.п.  Участники подобных программ погружаются в интенсивную работу и обучение по интересующему направлению, что способствует как их профессиональному, так и личностному развитию.

4)    Создавайте такие ситуации, в которых школьник представлял бы себя в будущем. Как, например, по аналогии с новогодними праздниками, когда принято загадывать желания и писать письма Деду Морозу, вы можете придумать какой либо ритуал или развлечение в семейном кругу, когда каждый загадывает желания, связанные не столько с материальным миром, сколько с личностными качествами, которые хотел бы приобрести каждый член семьи, с теми занятиями, которыми в будущем хотел бы заниматься. Более эффективно, когда такие желания как – то оформляются – в виде рисунков, коллажей из вырезанных картинок и т.д. Ещё один приём, который часто используют психологи, связан с написанием самому себе писем в будущее, которые в последствие –  через год, два или более вскрываются.

5)    Сейчас большую популярность в социальных сетях приобрели различные виртуальные опросники, позволяющие выявить мнение людей о себе. Школьник может провести подобный опрос среди своих «друзей», кстати, в ряды которых входят не только его сверстники. Такими вопросами могут стать: «Что я умею хорошо делать, чем заниматься?; «Какими сильными качествами я обладаю?», «Какие профессии могут мне подойти?». Конечно же, как и в случае с тестированием, не стоит результаты опроса рассматривать как нечто незыблемое. На наш взгляд, окружающие люди могут дать дополнительную информацию о нас, то, что зачастую мы сами не замечаем и тем самым расширить представление о себе. Помимо этого, в социальных сетях на сегодняшний момент существует огромное количество зарегистрированных групп, в которых объединяются представители различных профессий и обсуждают особенности их деятельности, что также, несомненно, может быть полезно школьнику.

6)     Социальные сети сегодня насыщены огромным количеством медиа-продукции, в том числе фильмами на различные тематики, которые можно совместно просматривать со школьником. Но, конечно же, прежде следует тщательно изучить рецензии и отзывы к фильмам. Перечислим некоторые из тех, в которых затронута тема выбора, профессии, жизненного пути и ценностей: «В погоне за счастьем», «Трасса 60», «Форрест Гамп», «Загадочная история Бенджамина Баттона», «Общество мёртвых поэтов», «Вкус жизни» и др.  После просмотра следует узнать мнение ребёнка, поделиться своим, попытаться обратиться к затронутым темам выбора, проанализировать, как его делают герои фильмов.

 Пусть выбор профессии станет совместным увлекательным процессом: для кого- то исследованием, для кого- то игрой или целым проектом. Главное здесь – показать механизм выбора и сделать его осознанным.

1. Воспитывайте в ребёнке самостоятельность. К сожалению, заниматься этим за год-два до выпускного поздновато, самостоятельного ребёнка надо было растить с рождения, но лучше начать хоть когда-нибудь. Главное правило в профориентации простое:

Ребёнок должен выбрать профессию сам.

Только сам человек знает, что ему нужно. И только так ребёнок не будет обвинять родителей, если что-то пойдёт не так, или думать, что упустил свой шанс.

Я хотела на актёрский. Но папа сказал, что все актёры остаются в районном театре, мало зарабатывают и спиваются. Инженер — вот это другое дело. Я была послушной и поступила на радиофак. В политехе было весело, 6 лет я участвовала в студенческой весне, а вот знаний в голове ноль, как и желания работать инженером, хоть я и магистр. Из-за этого всю жизнь меня преследует чувство нереализованности и мысли о том, что всё могло сложиться как-то по-другому. Хотя я понимаю, что папа прав и работа у актёров скотская. Родителей не виню, виню себя, что когда-то не сделала так, как мечтала.

2. Разберитесь, какие профессии востребованы

Только на самом деле востребованы, а не «престижны». Чтобы это понять, не надо читать подборки и рейтинги. Надо открывать сайты центров занятости и сайты, помогающие в поиске работы, и внимательно смотреть на вакансии.

Дедушка советовал выбрать что-то, связанное с иностранными языками, потому что это востребовано. Попробовала, увлеклась, поэтому было легко последовать его совету. Востребованность отошла на второй план, потому что стало интересно. Теперь я на любимой работе в IT-сфере. Дедушка плохого не посоветует!

Просмотр вакансий помогает оценить популярность профессии, возможную зарплату и требования к соискателям. Возможно, окажется, что одного высшего для работы мечты недостаточно: параллельно надо учить языки и посещать какие-то курсы.

3. Покажите профессии изнутри

У взрослых большой круг знакомых с самыми разными специальностями. Попросите своих друзей рассказать ребёнку, чем и как они занимаются на работе. Важно услышать о самых обычных повседневных делах. Например, о том, как приходится писать письма, как работают с чертежами в реальных условиях, как по утрам нужно приходить ровно к восьми, как заполнять отчёты и пить чай с бухгалтерией.

На многих предприятиях проводятся дни открытых дверей. На таких мероприятиях надо задавать правильные вопросы: не о высоких показателях и великой цели, а о рутине, устройстве рабочих мест.

Мои родители — преподаватели. Заклинали не идти в педагогику, ну я и не пошла.

О многих профессиях у нас смутное представление. Лучше познакомиться с работой поближе, чем потратить несколько лет и столкнуться с конфликтом ожидания и реальности.

Ещё немаловажно, что здоровье должно соответствовать условиям труда. Понять, потянет ребёнок или нет, можно только в боевых условиях или хотя бы во время откровенного разговора с представителем профессии.

4. Найдите варианты учёбы в других городах и странах

Зачастую мы даже не подозреваем, где и кем можно работать, понятия не имеем, какие специальности есть в вузах даже в соседних городах, не говоря об университетах на другом конце страны. И совершенно зря.

Когда пришла пора выбирать, кем быть, мне было всего 15 лет. В моём городе нельзя было учиться по специальности, о которой я мечтала, а у школы был другой профиль. Чтобы поступить, надо было переводиться в другую школу, заниматься по особой программе, кататься за несколько сотен километров в другой город и подавать документы. Я не смогла это провернуть, а родители не озадачились, в итоге выбрала профессию из тех, которые были доступны рядом. Мне скоро 30, я до сих пор жалею.

Конечно, переезд ребенка в другой город — это не увеселительная прогулка в парк, поддерживать студента на расстоянии сложнее. Но это того стоит, если речь идёт про профессию на всю жизнь.

5. Не путайте любимый урок в школе и профессию

Стандартная логика: хорошо даётся математика — иди учиться на «компьютерщика», хорошо даётся литература — на филолога, ничего не нравится — тогда давай на менеджера, там ЕГЭ по обществознанию.

Это знания нужно подгонять под цель, а не выбирать работу, исходя из знаний.

Выбирать надо профессию, которой ребёнок будет зарабатывать деньги, а не любимый предмет. Может быть, ребёнку нравится учитель, удобный кабинет и красивые наглядные материалы, а в профессии ничего такого не будет.

6. Не заставляйте непременно поступать в вуз

Если ребёнок ещё не определился, кем быть, дайте ему время и возможность подумать, кем стать. Ничто (кроме страха перед армией у парней) не мешает после школы поработать пару лет, познакомиться с реальной жизнью, посвятить время образовательным курсам и поиску себя. Если не можете представить, как после школы не учиться, попробуйте колледж. Там и экзамены попроще, и стоимость обучения поменьше, и готовая профессия получится быстрее.

Мама заставила меня поступить в технический колледж (в 15 лет у меня не было права голоса), чему я была не очень рада, поэтому всеми силами пыталась сделать так, чтобы меня отчислили. Не получилось. После колледжа я сама уже выбрала университет и специальность. Сейчас я не жалею. После колледжа меня отправили на практику на «АвтоВАЗ». В 18 лет у меня уже была нормальная должность и зарплата.

Повальное увлечение высшим образованием ни к чему хорошему не приводит. Часто диплом — просто бумажка, за которой нет ни грамма знаний и умений. Зато есть несколько убитых лет и потраченные сотни тысяч.

7. Не заставляйте заканчивать обучение

В период с 18 до 23 лет человек резко взрослеет, это возраст становления. Иногда глаза открываются и студент понимает, что занимается не своим делом: находит более интересную специальность, осознаёт, какая перед ним цель. Как правило, это уже более осознанный выбор, чем решение вчерашнего школьника, такой поворот принесёт больше пользы, чем унылое получение диплома, потому что «раз начал — заканчивай».

После девятого класса классный руководитель посоветовал моей маме отправить меня в техникум. Родители особо не выбирали, а отправили меня в строительный, потому что у мамы все коллеги его заканчивали. Мне сказали, что главное — получить диплом. Я покорно согласился. Отмучился четыре года. После уже самостоятельно принял решение получать высшее по другой специальности. Родители согласились, хоть и говорили: «Неужели зря четыре года отучился?».

Диплом об образовании и несколько лет учёбы — это не контракт на всю жизнь. В любой момент всё можно изменить. Не забудьте сказать это ребёнку, который не уверен, что выбрал своё дело.

Коротко о том, что делать для помощи ребёнку:

  • Не настаивать на своём выборе и дать ребёнку самому определиться, что делать.
  • Рассказать, какие профессии сейчас нужны.
  • Предлагать те профессии, которые заинтересуют ребёнка, а не те, которые подскажет тест или оценка в журнале.
  • Дать максимум информации о разных профессиях.
  • Не заставлять учиться ради диплома: лучше потратить пару лет на самоопределение, а потом найти идеальную профессию. 

Сколиоз накладывает определенный отпечаток на жизнь человека. При сколиозе развивается неравномерный тонус мышц, поддерживающих позвоночник. Одни врачи считают это явление защитным механизмом, останавливающим дальнейшее развитие болезни. Другие же видят в одностороннем мышечном спазме причину образования реберного горба и ротации позвонков. Однако и те, и другие едины в том, что необходимо гармонично укреплять мышцы спины, стремясь сделать их тонус симметричным. Также приходится учитывать, что в отделах позвоночника, примыкающих к искривленному участку, расстояния между позвонками увеличены. Повышенная подвижность на этих участках может стать причиной травм при неосторожном движении. Исходя из этого, разработаны правила, которые указывают, чего нельзя при сколиозе.

1. Вести малоподвижный образ жизни. Гиподинамия ослабляет мышцы, обеспечивающие поддержку позвоночника.

2. Длительно пребывать в сидячем или стоячем положении. Статическая нагрузка усиливает спазм мышц и часто становится причиной боли в спине.

3. Давать неравномерную нагрузку на тело – носить сумки в одной руке, спать на одном боку. Это может вызывать асимметричный спазм мышц.

4. Поднимать тяжести. При сколиозе нарушена амортизирующая функция позвоночника и высок риск защемления корешка спинномозгового нерва.

5. Переохлаждаться. Низкие температуры ухудшают кровообращение, вызывая мышечный спазм, который усиливает искривление.

6. Совершать резкие круговые движения туловищем. Неосторожные повороты могут стать причиной смещения позвонков, примыкающих к искривленному участку. 

Чтобы работа не была в тягость, достаточно соблюдать простые рекомендации:

  • надевать удобную одежду, не стесняющую движения;
  • носить корсет (он снимает часть нагрузки со спины);
  • выбирать обувь на удобном, невысоком каблуке (и женщинам, и мужчинам);
  • делать перерывы для выполнения разминки;
  • следить за осанкой в течение дня;
  • следовать рекомендациям врача и не пренебрегать лечением. 

Имея желание и внимательное отношение к собственному здоровью, каждый сможет добиться любых профессиональных высот!

 

Меню раздела